Истинные причины ухода Алферовой из «Ленкома»
Сложно представить актрису Ирину Ивановну Алферову без ведущих ролей. Но такая ситуация сложилась в ее жизни, когда она служила в театре им. Ленинского комсомола. Актриса была принята в труппу в 1976 году, а ушла из театра в 1993-м. Пока был жив Марк Захаров, бессменный художественный руководитель и создатель уникального ленкомовского стиля, говорить об истинных причинах ухода актриса не хотела. Сейчас самая красивая женщина советского кинематографа не скрывает правды и не боится задеть своими высказываниями чьи-нибудь чувства.
Чтобы представить всю картину целиком, нужно вернуться в 1972 год, когда Ирина Алферова только закончила курс В.Ф. Дудина. Выпускница ГИТИСа должна была отправиться по распределению в один из театров страны, но ей поступило предложение от режиссера Василия Ордынского сняться в киноэпопее по роману А. Толстого «Хождение по мукам». Он поставил условие – никакого театра, только работа над фильмом. Роль Даши принесла ей всесоюзную славу, но съемки растянулись на пять долгих лет.
После выхода картины Ирине Алферовой предстоял поиск нового места работы. Как-то она попала на спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» в театр им. Ленинского комсомола. Игра молодых актеров так понравилась, что она захотела стать частью легендарной труппы. Марк Анатольевич Захаров внимательно посмотрел на девушку (он видел ее работы в кинематографе) и сказал, что для актрисы с такими выдающимися внешними данными всегда найдется роль.
Режиссер ввел Ирину Алферову в спектакль. Она исполняла роль разбитной барменши где-то на заднем плане, но пела и танцевала наравне со всеми. Затем в 1980 году была более или менее значимая роль в «Карманном театре» Петра Штейна. Список продолжили незначительные зарисовки в мизансценах и массовках. Алферова неоднократно порывалась уйти из Ленкома, но Захаров ее постоянно удерживал. Он уговаривал актрису потерпеть и подождать истинно своей роли.

За время работы в Ленкоме она неоднократно блистала на кино и телеэкранах. Она создала лучший в истории образ возлюбленной Д’Артаньяна Констанции Буоносье. Ее работу в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» оценил Пьер Карден и даже подарил супружеской паре Ирине Алферовой и Александру Абдулову собачку, которую пара окрестила Авоськой.
Модельер был влюблен в Ленком и сам организовал еще одни гастроли труппы в США. Захаров же не отпускал Алферову из театра, не давал главных ролей и даже препятствовал киносъемкам, заверяя актрису, что еще чуть-чуть и она обязательно станет примой Ленкома.
Ирина Ивановна ждала и, наконец, дождалась. Марк Анатольевич предложил ей роль женщины, которая на глазах у всех превращалась в собаку. Из текста был только лай, предстояло решить перевоплощение пластически. Первая красавица Советского Союза приступила к репетициям.
Но тут на сцене в виде благородной дамы (красавицы по замыслу) с веером появилась дочь худрука Александра Захарова. Для Алферовой ее променад стал последней каплей. Все, что обещал ей режиссер в отношении ролей, оказалось ложью. Красавиц играли его дочь, Татьяна Петцлер, Инна Чурикова. Возможно, мэтр театрального искусства так видел существующую реальность, но для Алферовой игры закончились.
В 1993 году она ушла из Ленкома в московский театр «Школа современной пьесы». Здесь она и стала настоящей примой, востребованной и всеми любимой.